Православие на берегах Волги

Богоявленский приход г. Волгограда
Православие
  • Символ веры

    Символ веры есть учение о том, во что должны веровать христиане, изложенное в кратких, но точных словах. Учение веры так изложили отцы I и II Вселенских Соборов в IV веке от Р.Х. Православный Символ веры состоит из 12-ти членов, или частей.

    Смотреть полностью
    Символ веры

    Символ веры есть учение о том, во что должны веровать христиане, изложенное в кратких, но точных словах. Учение веры так изложили отцы I и II Вселенских Соборов в IV веке от Р.Х. Православный Символ веры состоит из 12-ти членов, или частей.

    1Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5И воскресшаго в третий день по Писанием. 6И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 8И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11Чаю воскресения мертвых, 12и жизни будущаго века. Аминь.

    1Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

    Веровать в Бога — значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровенное слово Его о спасении рода человеческого. Само Существо Божие познать нельзя – Оно выше всякого познания не только человека, но и Ангелов. «Бог во свете живый неприступнем, Егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может» (1Тим.6:16). Бог есть Дух Вечный, Всеблагой, Всеведущий, Всеправедный, Всемогущий, Вездесущий, Неизменяемый, Вседовольный, Всеблаженный.

    Бог есть един по существу (этим отвергается ложное учение язычников, думающих, что богов много), но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная. Бог есть един в Трех Лицах.

    Бог называется Вседержителем, потому что все, что ни есть, Он содержит в Своей силе и Своей воле.

    Слова Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым означают, что все сотворено Богом и ничто не может быть без Бога. Слово «невидимым» указывает, что Бог сотворил невидимый, или духовный, мир, к которому принадлежат Ангелы.

    2И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

    Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Он назван Господом, потому что Он есть истинный Бог, ибо имя Господь есть одно из имен Божиих.

    Сын Божий назван Иисусом, то есть Спасителем, это имя наречено самим Архангелом Гавриилом.

    Христом, то есть Помазанником, назвали Его пророки — так издавна называли царей, первосвященников и пророков. Иисус, Сын Божий, назван так потому, что Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого и, таким образом, Ему в высочайшей степени принадлежат ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя.

    Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным, потому что Он только один есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому Он — единого существа с Богом Отцом.

    Он рожден от Отца, и этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы.

    Сказано прежде всех век, чтобы никто не думал, что было время, когда Его не было.

    Слова Света от Света некоторым образом изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Бог Отец есть вечный Свет, от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божеского естества.

    Слова Бога истинна от Бога истинна взяты из Священного Писания: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5, 20).

    Слова рожденна, несотворенна прибавлены святыми отцами Вселенского собора для обличения еретика Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен.

    Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий есть одного и того же Божественного существа с Богом Отцом.

    Слова Имже вся быша показывают, что Бог Отец все сотворил Сыном Своим как вечною премудростию Своею и вечным Словом Своим.

    3Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

    Нас ради человек и нашего ради спасения — Сын Божий, по обещанию Своему, пришел на землю не для одного какого-либо народа, а вообще для всего рода людского.

    Сшедшаго с небес — как сам о себе говорит: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3, 13). Сын Божий вездесущ и потому всегда был на небе и на земле, но на земле Он прежде был невидим и стал видим лишь когда явился во плоти, воплотился, то есть принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не переставая быть Богом.

    Воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Пресвятая Дева Мария как была Девою прежде зачатия, так и в зачатии, и после зачатия, и в самом рождении пребыла Девой.

    Слово вочеловечшася прибавлено, чтобы никто не подумал, что Сын Божий принял одну плоть или тело, но чтобы в Нем признавали совершенного человека, состоящего из тела и души. Иисус Христос был распят за нас — Он крестною смертию Своею избавил нас от греха, проклятия и смерти.

    4Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

    Господь Иисус Христос был распят на Кресте, тогда как Его учение и дела должны были во всех возбуждать благоговение к Нему. Это произошло потому, что иудейские старейшины и книжники ненавидели Его за то, что Он обличал их ложное учение и беззаконную жизнь, и завидовали Ему, потому что народ уважал Его за учение и чудеса больше, чем их, и потому они оклеветали Его и осудили на смерть.

    Слова при Понтийстем Пилате указывают на время, когда Он был распят. Понтий Пилат — римский правитель Иудеи, которая была покорена римлянами.

    Слово страдавша прибавлено, чтобы показать, что распятие Его было не одним видом страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучителя, но подлинное страдание и смерть. Он страдал и умер не Божеством, а человеком, и не потому, что не мог избежать страдания, а потому, что восхотел пострадать.

    Слово погребен удостоверяет, что Он действительно умер и воскрес, ибо враги Его приставили даже стражу ко гробу и запечатали гроб.

    5И воскресшаго в третий день по Писанием.

    Господь наш Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых, как написано о Нем у пророков и в псалмах, и что Он воскрес в том же теле, в котором родился и умер.

    Слова по Писанию означают, что Иисус Христос умер и воскрес точно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета. В Писании Ветхого Завета есть указание и на то, что Иисусу Христу надлежало воскреснуть именно в третий день. Пророческий образ этого представлен пророком Ионой: и бе (был) Иона во чреве китове три дни и три нощи (Ион.2:1).

    6И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

    Иисус Христос вознесся на Небеса человечеством, а Божеством Он всегда пребывал и пребывает на Небесах. Эти слова заимствованы из Священного Писания: «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4, 10). «Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах» (Евр. 8, 1).

    Слова седяща одесную (т.е. – с правой стороны), Отца надо понимать духовно. Они значат, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом.

    7И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

    И паки грядущаго со славою — Священное Писание так говорит о будущем пришествии Христовом: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11). Будущее Пришествие Христово будет весьма отличаться от прежнего: пострадать за нас приходил Он в уничижении, а судить нас приидет в славе Своей, и вси святии Ангели с Ним (Мф.25:31).

    Судить живым и мертвым (всех людей без исключения) Он будет так, что совесть каждого человека откроется перед всеми, и обнаружатся не только все дела, какие кто сделал в продолжение всей своей жизни на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и помышления.

    Царствие Христово есть, во-первых, весь мир (царство природы); во-вторых, все верующие на земле (царство благодати); в-третьих, все блаженные, т.е. праведные, святые на Небесах (Царство Славы). Слова «не будет конца» относятся к Царству Славы.

    8И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

    Дух Святый называется Господом, потому что он, как и Сын Божий, — истинный Бог.

    Дух Святой называется Животворящим, потому что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает тварям жизнь, людям же в том числе и духовную: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).

    Дух Святой исходит от Отца, как говорит об этом Сам Иисус Христос: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15, 26).

    Духу Святому приличествует равное со Отцом и Сыном поклонение и прославление, — Иисус Христос повелел крестить «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19).

    Дух Святой глаголал через пророков — это основано на словах апостола Петра: «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1, 21). Причастным Духу Святому можно сделаться через таинства и усердную молитву: «Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11, 13).

    9Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

    Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами. Веровать в Церковь – значит, благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям с уверенностью, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от Единого Вечного Главы ее, Господа Иисуса Христа. В том, что благодать Божия пребывает в Церкви доныне и будет пребывать до скончания века, удостоверяют нас следующие изречения Самого Господа Иисуса Христа и Его Апостола: «созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф.16:18)

    Церковь – едина, потому что она есть одно духовное тело, имеет одного Главу – Христа и одушевляется одним Духом Божиим. «Едино тело, Един Дух, якоже и звани бысте во единем уповании (как вы и призваны к одной надежде) звания вашего: един Господь, едина вера, едино Крещение, Един Бог и Отец всех» (Еф. 4, 4–6).

    Церковь – Святая, потому что «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5, 25–27).

    Церковь – Соборная (или, что то же самое, кафолическая, или Вселенская), потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов.

    Церковь – Апостольская, потому что она непрерывно и неизменно от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной, или Право верующей.

    10Исповедую едино крещение во оставление грехов.

    Крещение — это Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую.

    Крещение едино (не повторяется) потому что оно есть духовное рождение, а родится человек однажды, потому и крестится однажды.

    Для того, кто желает принять Крещение, требуются покаяние и вера. «Покайтеся, и да крестится кийждо вас (каждый из вас) во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимете дар Святаго Духа» (Деян.2:38). «Иже веру имет и крестится, спасен будет» (Мк.16:16).

    11Чаю воскресения мертвых,

    Воскресение мертвых, которого мы чаем (т.е. ожидаем), — это действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших людей, соединясь снова с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны.

    12и жизни будущаго века. Аминь.

    Жизнь будущаго века — это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и Всеобщего cуда Христова. Эта жизнь будет для верующих, любящих Бога и делающих добро, столь блаженна, что мы теперь этого блаженства и представить себе не можем. Такое блаженство последует от созерцания Бога во свете и славе и от соединения с Ним.

    Слово Аминь, завершающее Символ веры, означает «Истинно так». Церковь хранит Символ веры с апостольских времен и будет хранить его вечно. Никому и никогда нельзя ни убавить, ни добавить что-либо к этому Символу.

    Свернуть
  • Святой великомученик Пантелеимон – милостивый врач

    Смотреть полностью
    Святой великомученик Пантелеимон – милостивый врач

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

    Дорогие братья и сестры! Каждый день святая Церковь, а вместе с ней и верующие люди совершают память святых угодников Божиих. Делается это для того, чтобы мы обращались к ним с молитвой и, научаясь их добродетелям, освящались их святостью. Часто не имея возможности обратиться непосредственно к вышестоящему человеку, мы стараемся найти посредников, которые могли бы нам это сделать. В какой то степени то же самое происходит и в духовном мире. Так происходит не потому, что мы лишены возможности обращаться непосредственно к самому Богу или что Господь в таком случае не слышит нас. Он вселюбящий Отец и принимает всякого приходящего к Нему, но воля Его такова, чтобы мы, обращаясь к святым, общались с ними и соединялись в Нем, а размышляя об их святости, думали о своей жизни, цели и призвании. Возможность общения со святыми в единой христианской семье в вере и любви, в чистоте и святости, в молитве – это дар Божий, за который необходимо благодарить Господа.

    Состояние святости – это и есть радость и блаженство о Господе, Источнике этой святости, радость, которую нельзя вполне описать, а можно только почувствовать. И сегодня святая Православная Церковь почитает память великого святого угодника Божия – святого великомученика и целителя Пантелеймона, который терпел страшные физические страдания, но был полный неизъяснимой радости, восторга, света и ликования. Светом и радостью преисполнялись не только страдальцы, но и места страдания, будь-то Римский Колизей, площадь, тюрьма или другое место. Для окружающих это было непонятно. Но были и такие, которые, охваченные святой радостью мучеников, включались в толпу, идущую на смерть, заявляя: я – христианин!

    Насколько святой великомученик и целитель Пантелеймон был славный, свидетельствует то, что в нынешний день в храм Божий пришло очень много народа. Это говорит о том, что Пантелеймон отозвался на молитву не одного человека, когда к нему прибегали за помощью во время болезней телесных и душевных.

    Для тех, кто не читал его житие, я хотел бы вкратце напомнить, что этот юноша был замучен за исповедание веры православной в 305 году, при царе императоре Максимиане.

    Он родился в семье образованного язычника, но мать его была тайной христианкой, которая рассказывала своему сыну о Христе и о Его учении. Вскоре мать умерла и маленький Пантелеон, так его называли в честь царя зверей, остался на попечении отца-язычника, который старался воспитать сына в тех убеждениях, в которых был сам воспитан. Но однажды юного Пантелеона пригласил к себе в дом исповедник веры христианской священник Ермолай и начал ему рассказывать об истинной вере. И здесь Пантелеон вспомнил далекое прошлое, когда родная мать говорила ему об этом же. Он внимательно слушал Ермолая и принял веру христианскую в свое сердце, и крестился с именем Пантелеймон, что значит «всемилостивый» и просветил своего отца.

    История христианской Церкви записала нам на память о том случае, когда однажды Пантелеймон, увидел умершего ребенка, которого укусила ядовитая змея. Он помолился и именем Христовым воскресил этого младенца.

    Имя его стало славным и популярным. Его знали все и этим самым возбудилось чувство зависти у других врачей, особенно языческих, которые донесли императору о том, что Пантелеймон проповедует христианскую веру. Язычники присудили отсечь ему голову вместе с его учителем священником Ермолаем. Так великий Пантелеймон окончил свой подвиг земной, но не окончил он своего благотворения к людям православным, и до сих пор помогает всем, кто с верой прибегает к нему за помощью.

    Человек создан по образу и подобию Божию, в нем есть нечто Божественное, что влечет его к своему Первообразу. И сам Господь Иисус Христос призвал верующих быть совершенными, как совершен Отец Небесный. Значит есть путь совершенства, – путь доступный людям и действительно приближающий их к Богу.

    Жизнь святого Пантелеймона и показывает нам этот истинный путь приближения и уподобления человека Богу. Бог не только велик и славен и силен, – Он еще и милостив. И св. Пантелеймона мы называем сегодня «подражателем Милостивого».

    Мы не называем его подражателем Сильного и Славного, потому что людям это не доступно, но называем подражателем Милостивого, потому что быть милостивым доступно и возможно быть каждому человеку.

    Святой великомученик был милостивый. Он был врачем и всем сердцем хотел помочь людям больным, страдающим, нуждающимся в его помощи. Всего себя, «как врач безмездный» он отдавал людям, потому, что любил людей. Помощь св. великомученика больным превзошла силу земного врачевания, он стал врачем благодатным. Св. Пантелеймон смог уподобляться Богу в Его силе, а вместе с Божественной силой пришла и слава. Слава не земная и преходящая, а та слава, которою прославляет человека Бог.

    Мы смотрим своим внутренним взором на жизнь святого Пантелеймона и видим, что он уподоблялся Богу в том, что человеку доступно, а Бог дал ему и то, что человеку недоступно. Больше полутора тысячи лет назад жил святой великомученик Пантелеймон, но мы и поныне прославляем его и просим его помощи. А он слышит наши молитвы и имеет силу помочь нам.

    И тот, кто подражает ему, кто милостив, в чьем сердце возрастает любовь к Богу и людям, тот достигает цели и приходит к Богу, входит в Небесное Царство, обретает силу и славу, достигает вечной жизни.

    «Где Я, там и слуга Мой будет» – говорит Господь. Молясь святым угодникам мы должны подражать их жизни, а значит, и святости, которая приводит в Обители Отца Небесного. На примере святых, живших в разные времена, в разных званиях, в разных условиях и угодивших Господу, святая Церковь учит нас тому, чтобы мы заботились о своем душевном состоянии, чтобы думая о своем теле, не забывали своей души, призванной к святости и вечному бытию. Были времена, когда верующим людям приходилось проливать кровь и отдавать жизнь свою за Христа. Сегодня этого от нас не требует Господь. Мы счастливы, мы благополучны, мы имеем возможность свободно молиться, свободно исповедовать святую веру, совершенствоваться.

    Так будем же благодарны Богу, дивному во святых своих, и в молитвах к святому великомученику и Целителю Пантелеймону будем просить для себя милости Божией, мира, чистоты, святости и чтобы он исцелил нас душевно и телесно.

    Аминь.

     

    Источник: http://www.pravmir.ru/svyatoj-velikomuchenik-panteleimon-milostivyj-vrach/

    Свернуть
  • Пророк Илия – второй предтеча пришествия Христова

    Смотреть полностью
    Пророк Илия – второй предтеча пришествия Христова

    Пророк Илия был одним из первых угодников Божиих, которых стали почитать на Руси. Во имя его еще при князе Аскольде, в начале IX века, был воздвигнут соборный храм в Киеве. И святая равноапостольная княгиня Ольга поставила церковь во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты.

    Святой пророк Илия, подвизавшийся в древние времена в далекой Палестине, всегда воспринимался православным русским народом как один из ближайших нашему отечеству святых. По всей России воздвигались храмы в честь Илии пророка. В «Ильинских» церквях совершались и совершаются крестные ходы, особенно в засуху.

    Пророк Илия – один из самых почитаемых святых Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.

    Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава. Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию.

    В стране культивировалось поклонение Ваалу, народ отпал от истинной веры предков в Единого Бога, пророков израильских преследовали и убивали. Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, “молитвою небеса заключив”. После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.

    Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.

    Через некоторое время поток высох. Илья, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.

    На третий год засухи Илия вернулся к Ахаву. Пророк Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один – от жрецов Ваала, другой – от пророка Илии для служения Истинному Богу. “На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, – сказал пророк Илия, – и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти”.

    Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии.

    Народ закричал: “Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!”. Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.

    Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Снова начинаются преследования и гонения. Илья бежит в пустыню. Этот суровый и непреклонный ревнитель истинной веры впервые впал в отчаяние – ему казалось, что лишь он один остался верен истинному Богу, что не осталось на земле никого, кому он мог бы передать и сохранить веру отцов в Единого Бога. И вот на горе Харив этот великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии. Столь яркое событие в жизни пророка Илии показало ему, насколько Господь милостив, что Он не только грозный карающий судия. Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице.
    Пророк Илия вновь появляется в Новом Завете: во время Преображения Господня, он вместе с пророком Моисеем явился на горе Фавор, чтобы беседовать с Иисусом Христом.
    По преданию Святой Церкви, пророк Илия явится на Земле снова. Он будет предтечею второго пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

    Источник: http://www.pravmir.ru/prorok-iliya-vtoroj-predtecha-prishestviya-xristova/

    Свернуть
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи: К заложникам ада помощь придет

    Зачем Иоанну Крестителю было умирать «нелепой» смертью? Размышляет иеромонах Димитрий (Першин).

    Смотреть полностью
    Усекновение главы Иоанна Предтечи: К заложникам ада помощь придет

    Зачем Иоанну Крестителю было умирать «нелепой» смертью? Размышляет иеромонах Димитрий (Першин).

    Усекновение главы Иоанна Предтечи — это день, в который мы, соблюдая строгий пост, празднуем победу пророка и свидетеля правды Божьей над злобой Ирода. Последний, живя неправедно (он взял в жены жену брата), вел свою темную игру с Иоанном Предтечей — держал его в темнице за то, что Иоанн обличал его нечестие, но при этом беседовал с ним, желая послушать человека Божия.

    Когда же царь выпил и полностью утратил контроль над собой, он променял своего узника на возможность гордиться и тщеславиться собственным необдуманным словом: что все готов отдать, потому что очень уж ему понравились пляски Саломии.

    Нелепая, вроде бы, смерть — почему бы Иоанну Предтече, как сейчас говорят, «не проявить толерантность», не закрыть глаза, не промолчать? Зачем ему было влезать в семейные дела, тем более, правителя?

    Он мог это сделать, как и каждый из нас может наступить на горло собственной совести и жить так, как хочется. Но тогда он не был бы Предтечей и свидетелем правды.

    Давайте вспомним, что написано в свитке, который в иконографии Иоанн Предтеча держит в руках. «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божье». С этих слов начинается служение пророка Иоанна в пустыни у реки Иордан. Это приблизившееся Царствие Божие — Христос, Предтечей Которого и был Иоанн. Предшественником Его он является не только на земле, где он пролагает путь Христу в сердцах людей. Через покаяние он очищает сердца людей, пришедших на Иордан, чтобы там Господь смог отобразиться, чтобы произошло Богоявление, чтобы увидели люди на Иордане голубя, сошедшего на главу Христа…

    Это служение свидетельства, проповеди — по сути, пророческое апостольство — Иоанн Предтеча несет и в царстве смерти, в котором томились Адам, Ева и все люди до Христа, до Его Голгофы и Его Воскресения. Туда сходит Иоанн в час своей смерти и там благовествует: «Приблизилось Царствие Божие! Я видел Мессию — Того, Кто помазан Духом Святым! Я видел, как Дух сошел на Него в виде голубя, а Отец Небесный сказал о Нем: „Сей есть Сын Мой“!»

    Там, в пределах смерти, Иоанн Предтеча уже не боится смерти и ада, ибо знает, что Христос грядет — Он придет и сюда и дойдет до черты, за которой разделение души и тела. Душа Христа сойдет в ад к нему — Иоанну, с которым по плоти Господь был в родстве (Дева Мария и Елисавета — мать Иоанна Предтечи — были родственницами). Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, то есть породнившийся со всеми нами, людьми, придет в ад, чтобы из этой темницы смерти, зла и тления извести всех, кто ждал Христа.

    На пасхальной иконе «Сошествие во ад» первыми ко Христу припадают Адам и Ева, ожидавшие Его с момента собственной смерти, а вслед за ними и пророки и праотцы Ветхого завета, включая Иоанна Предтечу, и все праведные люди земли.

    И поэтому сегодня, когда мы вспоминаем усекновение главы Иоанна Предтечи, постараемся быть честными — не врать и не воровать, не предавать свою душу и не продавать ее, не торговать вечностью, помнить, что ничто в этом мире не стоит нашей души. Все дешевле.

    Если это так, если мы, вглядываясь в себя, понимаем, что нам не с чем придти к Богу, кроме как с покаянием, давайте последуем за тем, кто призвал нас к нему, и войдем в Царствие Божие. Оно не просто приблизилось к нам, но вошло в нашу жизнь, воплотилось и раздает Себя нам в Таинствах Церкви — и прежде всего в Таинстве Евхаристии, в котором мы поминаем и Иоанна Предтечу, особым образом вынимая на проскомидии частицу об этом великом святом — Предтече и Крестителе Господнем.

    Источник: http://www.pravmir.ru/useknovenie-glavy-ioanna-predtechi-k-zalozhnikam-ada-pomoshh-pridet-video/

     

    Свернуть
  • Петр и Феврония: в раю нераспятых нет

    Зачем нужен еще один день памяти святых Петра и Февронии? Размышляет иеромонах Димитрий (Першин)

    Смотреть полностью
    Петр и Феврония: в раю нераспятых нет

    Зачем нужен еще один день памяти святых Петра и Февронии? Размышляет иеромонах Димитрий (Першин)

    В день памяти святых благоверных князя и княгини Петра и Февронии Муромскихпрежде всего хочется поблагодарить нашу Русскую Православную Церковь и ее Священный Синод за то, что именно в этот осенний день, в третье воскресенье сентября, мы можем отмечать праздник святых покровителей семьи. Это очень важно, потому что память святых Петра и Февронии, отмечаемая летом, приходится на Петров пост, и в этот день невозможно совершение Таинства Венчания. А сентябрь — время сбора урожая и свадеб, которые по традиции на Руси (и не только на Руси) совершались как раз осенью.

    Трудная любовь

    Когда мы вспоминаем о подвиге и молитве святых Петра и Февронии, о верности Февронии, о колебаниях в сердце Петра, мы понимаем, что любовь — это не подарок и не некий упавший сверху неземной вал счастья. Это труд, усилие и аскеза — не меньшие, а то и большие, чем труд, усилие и аскеза, совершаемые в монастырях. Ведь во время Таинства Венчания мы не только радуемся о том что двое соединяются в единую душу, единую плоть и единую жизнь (в силу этой радости мы поем «Исаие, ликуй!» — как во время Таинства хиротонии — рукоположения во священника), но еще и призываем мучеников: «Святии мученицы, молите Бога о нас!» — потому что двое, соединяющиеся вместе, подобны розам. Прекрасные цветы с прекрасным ароматом, но у них есть колючки, которыми они прошивают друг друга насквозь. Это терпение колючек, немощей, недостатков, минусов другого человека — это и есть добровольное мученичество.

    В раю нераспятых нет. Только через школу любви — семью — мы можем войти в общение с Богом, о Котором Иоанн Богослов пишет, что Он есть Любовь — Любовь, распятая на кресте, на Голгофе. Совершая память святых Петра и Февронии, мы просим их укрепить нас в этом подвиге любви, в этой готовности служить ближнему — нашей второй половинке — до конца, как бы трудно нам это ни было.

    Умножение семьи

    Когда мы вступаем в брак, мы не просто женимся или выходим замуж за вот эту сейчас цветущую красоту. Мы на свои плечи и под свое крыло берем человека со всем его будущим, настоящим и прошлым. В этом прошлом могут быть ошибки, а в этом будущем еще и трагедии, тяжелые болезни, инвалидность, немощи, старость.

    А в настоящем — ведь человек приходит откуда-то, у него есть семья. Его (или ее) мама становится моей мамой, его (ее) отец — моим отцом. Мы соединяемся вместе, наша семья умножается на два или более. И все эти родные и близкие — теща и тесть, свекор и свекровь, золовки, братья, двоюродные и троюродные, тети и дяди — становятся нашими родными. Мы на свои плечи берем ответственность не только за этого человека, но и за всех, кто близок ему.

    Малая Церковь: любовь и тишина

    Семья именуется малой церковью, а где Церковь — там Христос. Ведь где двое или трое собраны ради Христа, ради Бога, там Христос посреди них. И посреди наших семей, нашей любви — Господь, Который Сам является любовью, пребывает незримо. Он благословляет нас любовью, тишиной, миром, детьми, заботой друг о друге.

    Как писал священник Сергий Сидоров, расстрелянный в годы гонений: если любовь начинается в той тишине, в которой люди могут общаться без слов, то в завершении жизни к этой тишине она и приходит. В тишине этой она становится богаче, насыщенней, и в ней же мы прозреваем душу человеческую, высоту и красоту неземную, в которую облекает и призывает человека Господь. Сквозь нашу дряхлость, немощь, слабость мы видим силу и полноту — отблески Царствия Божия.

    И так же, как Петр и Феврония, если мы люди семейные, было бы хорошо нам рука об руку войти в вечность, родиться в Царствии Божием, стать в нем своими — чтобы наша земная любовь умножилась на любовь Божественную и вместила в себя весь мир и все человечество — и прежде всего, всех наших детей, внуков, правнуков… — всех, о ком молятся ушедшие когда-то наши праотцы. Всех, о ком молимся мы, вглядываясь в будущее.

    Всех, за кого Господь претерпел страдание и смерть на кресте, чтобы тех, кто повернется к Нему в своем сердце, то есть научится любви, ввести в Царствие Божье и в жизнь вечную.

    Источник: http://www.pravmir.ru/petr-i-fevroniya-v-rayu-neraspyatyx-net-video/

    Свернуть
  • Воздвижение Креста Господня – где победа?

    Смотреть полностью
    Воздвижение Креста Господня – где победа?

    Праздник Воздвижения Креста… Столетиями в этот день в соборах архиерей, окруженный сонмом духовенства, посередине храма, поднимал высоко над молящимися крест и осенял им на все четыре стороны, а хор в это время громогласно пел: “Господи, помилуй!”

    Это был праздник христианской империи, родившейся под знаком Креста, в день, когда император Константин увидел в знамении Крест и слова: “Сим победиши…” Праздник победы христианства над царствами, культурами и цивилизациями, праздник того христианского мира, который распался, распадается на наших глазах.

    Да, и в нынешнем году, как каждый год, будет совершаться этот торжественный древний обряд. И будет радостно петь хор: “Крест – царей держава, крест – красота вселенной”.

    Но вокруг храма будет греметь громадный город, безучастный к этому сокровенному торжеству, никак с ним не связанный, миллионы людей будут продолжать жить повседневной жизнью, волнениями, интересами, радостями, горестями, никакого отношения к тому, что совершается в храмах, не имеющими. Так как же дерзаем мы повторять эти слова победы, повторять снова и снова о Кресте, что он – несокрушимая победа?

    Надо, увы, признать, что многие, многие христиане не знали бы, пожалуй, что ответить на эти вопросы. Многие христиане как бы привыкли к тому, что загнана Церковь на задворки жизни, изгнана из культуры, из жизни, из школы – отовсюду. Многие христиане удовлетворены тем, что им с презрением позволяют “исполнять свои обряды”, лишь бы они вели себя тихо и послушно и не мешали миру строить свою жизнь – без Бога, без Христа, без веры, без молитвы. Они, эти усталые христиане, уже почти и не помнят, что сказал Христос в ночь, когда шёл Он к распятию: “В мире печальны будете, но мужайтесь, ибо Я победил мир”.

    Но, думается мне, если мы празднуем этот праздник Воздвижения Креста, если повторяем древние слова победы и торжества, то не для того, чтобы только вспоминать победы прошлого, вспоминать то, что было и чего больше нет. А для того, должно быть, чтобы поглубже вдуматься в смысл самого этого слова “победа” в христианской вере.

    Может быть, только теперь, лишённые внешней силы, внешней победы, поддержки властей, неисчислимых богатств, лишённые всего того, что казалось символом, знаком победы, мы оказываемся способными понять, что, может быть, и не было всё это настоящей победой.

    Да, золотом, серебром и драгоценными камнями был разукрашен этот Крест, что воздвигался руками священников над людскими толпами, но ни золото, ни серебро, ни драгоценные камни не способны затмить подлинный и изначальный смысл Креста: орудие позорной и мучительной казни, к которому гвоздями прибит всеми брошенный, задыхающийся от боли и жажды человек.

    И будем иметь мужество спросить себя: не потому ли и погибли все эти христианские царства и культуры, не потому ли поражением обернулась победа, что ослепли мы, христиане, к последнему смыслу, последнему содержанию главного символа. Решили, что золотом и серебром можно затмить этот смысл и что всё, что хочет от нас Бог, – это чтобы мы совершали поклонение прошлому.

    Но почитать Крест, воздвигать его, петь про победу Христа – не значит ли это, прежде всего, верить в Распятого, верить, что крестный знак – это знак одного потрясающего, единственного по своему смыслу поражения, которое – только в силу того, что оно поражение, только в меру приятия его как поражения – и становится победой и торжеством.

    Нет, не для внешней победы пришёл в мир Христос: Ему предложено было Царство, и Он отверг его. В момент предательства Его на смерть, Он сказал: “Неужели вы думаете, что Я не мог бы умолить Отца Моего послать легионы ангелов, которые защитили бы Меня?” Но никогда не был Христос больше Царём, чем когда, окружённый злобной и улюлюкающей толпой, шёл Он к Голгофе, неся на плечах Крест Свой. Никогда не была так очевидна царственность Его и сила, как в тот час, когда вывел Его Пилат к толпе, одетого в багряную одежду, приговорённого к смерти преступника, с терновым венком на голове, и когда сказал Пилат беснующейся толпе: “Се, Царь ваш!”

    Ведь только тут вся тайна христианства, и потому победа его – в радостной вере, что в этом отверженном, распятом и осуждённом воссияла в мир любовь Божья, открылось Царство, над которым никто не имеет никакой власти. Только принять Христа должен каждый из нас, принять всем сердцем, всей верой, всей надеждой. Иначе всё равно не имеют смысла никакие внешние победы.

    И может быть, нам нужно было это внешнее поражение христианского мира, нужно было это оскудение и отвержение, дабы очистилась наша вера от всякой земной гордыни, от надежды на внешнюю силу, на внешнюю победу. Чтобы очистилось наше видение Креста Христова, который возносится над нами и над миром, даже если мы и мир не видим этого.

    Возносится и побеждает, несмотря ни на что. “Крест – красота Вселенной”. И в каких бы ни был человек потёмках, сколь внешне ни торжествует в мире зло, сердце знает и слышит: “Мужайтесь, Я победил мир”.

    Протопресвитер А. Шмеман “Воскресные беседы” YMCA-PRESS, Париж, 1989, стр.118-120

    Источник: http://www.pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-gospodnya-gde-pobeda/

    Свернуть
  • Церковь чтит память святителя Иоанна Златоуста

    Смотреть полностью
    Церковь чтит память святителя Иоанна Златоуста

    Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из трех Вселенских святителей, родился в Антиохии ок. 347 года, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Мать святого Иоанна, Анфуса, оставшись в двадцать лет вдовой, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына в правилах христианского благочестия.

    Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (память 12 февраля), полюбивший Иоанна, как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество, которое называл “истинной философией”.

    Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства, подвизаясь под руководством опытного духовного наставника.

    В 381 году святой епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Богодохновенного слова получил от паствы наименование “Златоуст”. Двенадцать лет святой, при стечении толп народа, обычно дважды в неделю, а иногда – каждодневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая сердца слушателей.

    Иоанн-пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных.

    Росла слава святого проповедника, и в 397 году, по преставлении Константинопольского архиепископа Нектария, преемника святителя Григория Богослова, он был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру.

    Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного – с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.

    Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия распорядилась о конфискации последней собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее.

    Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом: Феофила Александрийского, Севериана, Гевальского епископа, незадолго перед тем изгнанного из столицы за беспорядки, и других – постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император заменил казнь изгнанием.

    У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос пробуждает гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел храм Святой Софии и здание сената. Вскоре последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.

    Находясь в Армении, святитель еще более старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и особенно своим друзьям в Константинополе святой Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев.

    Зимой 406 года святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (в Абхазии). Истощенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска, утешенный явлением мученика, причастившись Святых Тайн, вселенский святитель со словами “Слава Богу за всё!” отошел к Господу 14 сентября 407 года.

    Ради праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня, память святителя перенесена на 13 ноября. 

    Святые мощи Иоанна Златоуста торжественно были перенесены в Константинополь в 438 году.

    Источники: http://www.pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-svyatitelya-ioanna-zlatousta-arxiepiskopa-konstantinopolskogo/

    http://days.pravoslavie.ru/Life/life1530.htm

    Свернуть
  • Рождественский пост: как не упустить главное

    Смотреть полностью
    Рождественский пост: как не упустить главное

    Рождественский пост не такой строгий, как Великий, но он тоже имеет глубокий духовный смысл — готовит нас к появлению Бога на земле, напоминает, как ждали и готовились поколения ветхозаветных людей к приходу Мессии. Человек непостоянен, забывчив, он склонен терять обретенное сокровище — такова наша падшая природа. «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою», (Откр. 2, 4) — говорит Господь, обращаясь к Ефесской Церкви. Первая любовь как к людям, так и к Богу всё время утрачивается, а это и есть измена, предательство, безжизненность. Поэтому сейчас очень важно вспомнить о значении Рождественского поста.

    Несколько тысячелетий мир ждал Спасителя, вера была как ниточка, она терялась, и все, включая лучших — пророков, — заканчивали изменой и уходили в ад. Вспомним об этом, о том, что сами мы, без Божьей помощи, бессильны. И если бы просто Господь посылал нам с небес благодать, эта благодать никого не выручила бы. Небеса должны были сойти на землю, принять природу человеческую, разделить с человеком все его страдания вплоть до смерти.

    Бог умереть не может, а вот Сын Человеческий и Сын Божий — может. Поэтому Спаситель родился в мир и претерпел в этом мире до конца, до Крестной смерти.

    На Рождество Церковь поет: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». До рождения в мир Сына Божьего не было в людях благой воли. Люди и представить не могли, что кого-то можно простить и помиловать. Мы пропадали, уходили в небытие, и явился Тот, Кто не за что то, не за какие-то заслуги, а просто так выручил нас. Подзабыло православное общество, что мы верим в Бога, Который Своей добротой, человеколюбием превосходит все законы, все установления, и воскрешает того, кто умер.

    Рождество указывает нам на исторический момент, в который жизнь небесная достигла земли. Мы считаем, что добро на земле естественно, что тьма не объяла свет, а литургия говорит иное. Она говорит, что свет — это завтрашний день, и Христа мы на литургии благодарим за то, что Он нам даровал завтрашний день. Пришла завтрашняя жизнь, а сегодняшняя еще не изжита, и в ней, сегодняшней, люди спотыкаются, падают и могут умереть, так и не поверив в милость. Могут не найти Спасителя.

    Пост помогает нам вспомнить свою веру, убедиться, что она слаба, обновить ее, вновь обрести живую веру. Рождество — всегда обновление веры. Это необходимо, как необходимо обновлять наши отношения друг с другом. Каждая беседа с другом — воспоминание о первой встрече с ним. А когда перестаем общаться, отношения засыхают. Так и в вере. Когда человек впервые приходит к Богу, он весь в трепете, не может поднять глаз, как мытарь. А потом становится уверенным, вера слабеет и умирает, остается механическая привычка. Не только за злом в себе надо следить, но и за добром, чтобы оно не стало привычным, не уснуло. Поэтому посты нам необходимы, как необходимы встречи с друзьями.

    Отказ от скоромной пищи важен, потому что помогает мне понять, насколько телесное преобладает пока над душевным (не говоря уж о духовном). Если бы я так чувствовал свои душевные переживания, как чувствую изменение рациона… Вот и повод вздохнуть: «Господи, когда же душа моя станет госпожой над телом, а не наоборот?». Потому что это состояние ненормальное, нечестное по отношению к другим. В таком состоянии я и в другом человеке, даже в самом близком, вижу в первую очередь тело, а душу его не понимаю. Моя душа спит, и пост помогает ее разбудить, а без этого, без бодрствования душевного, невозможна живая вера.

    И всё же телесный пост — не главное. По возможности меньше суетитесь, сократите развлечения, найдите время для серьезного чтения, для размышлений о вечном, для воспоминаний о первом приходе в храм, первой исповеди, первом причастии. Постарайтесь быть внимательней во время молитвы, вдумайтесь в смысл. Ведь как часто мы в суете вычитаем правило наспех, механически, а смысл теряется, уходит.

    Церковь знает природу человека, его ритмы, и как заботливая мать, она нам подсказывает, что пришло время подготовиться к Рождеству, вспомнить, что оно нам необходимо.

    Источник: http://www.pravmir.ru/rozhdestvenskij-post-kak-ne-upustit-glavnoe/

    Свернуть
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы: в чем мы можем подражать Деве Марии?

    4 декабря Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы. Что это за праздник, и какую духовную пользу мы можем извлечь из воспоминания и размышления о нем? Отвечает священник Алексий Агапов, настоятель храма Архангела Михаила в городе Жуковский Московской области.

    Смотреть полностью
    Введение во храм Пресвятой Богородицы: в чем мы можем подражать Деве Марии?

    4 декабря Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы. Что это за праздник, и какую духовную пользу мы можем извлечь из воспоминания и размышления о нем? Отвечает священник Алексий Агапов, настоятель храма Архангела Михаила в городе Жуковский Московской области.

    Братья и сестры!

    Сегодня Православная Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы. Родители Божией Матери Иоаким и Анна долго ждали рождения чада. Бездетная Анна молилась Господу Богу и дала обет: если родится ребенок, родители посвятят его Богу. Так и произошло. По горячей молитве Иоакима и Анны у них через много лет родилась дочь Мария. Когда Ей исполнилось три года, родители по своему обету отдали Пречистую Деву воспитываться при Иерусалимском храме.

    Видимо, Мария была не единственной девочкой, которую отдавали на воспитание в храм для изучения Священного Писания и, конечно, для помощи в Иерусалимском храме. По преданию, когда Марию привели к ступеням храма, поставили на первую ступень, дальше Она, трехлетняя девочка, прошла 15 ступеней, спеша войти в храм Божий, даже не оглянувшись на родителей. И это не говорит о детской черствости или неразумии, просто всё, что совершает Божия Матерь с момента Своего рождения, даже с момента зачатия, совершается по великому Божьему Промыслу для спасения рода человеческого.

    Когда она взошла на ступени храма, ее встречал первосвященник. По преданию, это Захария, отец Иоанна Предтечи. Захария, наверное, получил внушение свыше, поэтому он берет девочку за руку и вводит ее во Святая святых. Беспрецедентный случай! Святая святых Иерусалимского храма — место, куда первосвященник может войти только раз в год для принесения очистительной жертвы — он окропляет алтарь кровью жертвенных животных и тут же оттуда выходит. И вдруг Захария в такое место вводит трехлетнюю девочку! Все свидетели этого события были изумлены.

    Дева Мария оставалась и воспитывалась при храме. Предание говорит, что с утра до третьего часа по восходе солнца, то есть до 9 утра, Мария предавалась молитве, а до девятого часа по восходе, то есть до трех часов пополудни — трудам. Предание также говорит, что ангелы приносили Марии пищу. Первосвященник и другие свидетели видели, как некий чудный юноша беседует с Марией и подает Ей пищу, затем отходит и становится невидимым.

    Мария выходит из храма в 12 лет, когда первосвященник — также по внушению Божьему — устраивает смотр женихов. Зачем нужны женихи девушке, которая посвящена Господу Богу и достигнув 12 лет — а этот возраст и сегодня считается церковным совершеннолетием, — выбирает девство, а не семейную жизнь, не материнство?

    В то время не было монашества, не было монастырей, куда бы девица, желающая сохранить девство, могла отправиться и пребывать там в чистоте в последующие годы. Поэтому был такой обычай: девушку, которая давала обет девства, выдавали замуж за глубокого старца, почтенного, известного в народе своим благочестием, чтобы он как отец заботился о нареченной ему невесте. Именно невесте, а не жене. Само слово «невеста» славянского корня. Невеста — та, которую не ведают, не знают. Благочестивый старец никогда не прикасался к преданной ему девушке как супруг к супруге.

    Вскоре после этого происходят события, описанные в Евангелии. Иосиф, избранный в супруги Марии, привозит Ее к себе в дом, но выясняется, что Мария носит во чреве плод. И Иосиф начинает нервничать, сомневаться. На многих иконах он изображен — сидит, подперев голову, а рядом с ним стоит старикашка в мохнатой шкуре и с палкой. Часто задаются вопросом, что это за старичок, и решают, что это, наверное, один из пастырей, пришедших поклониться новорожденному Господу.

    Нет, этот старичок изображен сутулым, согбенным, что символически говорит о его неправедности. Это неправедный помысел, соблазн, который пришел Иосифу в голову. Иосиф подумал, что его невеста каким-то образом нарушила свою чистоту, хочет изгнать ее из дома, но по милосердию своему собирается сделать это тайно. И вот тут Ангел Господень останавливает его во сне и говорит: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (Мф., 1, 20).

    Но это я уже забежал вперед. До праздника Рождества Христова остается чуть больше месяца. А сегодня мы вспоминаем событие из детства Божией Матери, и оно не описано в Евангелии. Это, повторяю, часть предания Православной Церкви. Но об этом празднике православные богословы говорят с давних времен. В частности, святитель Григорий Палама говорит: «Как могло случиться, что в святая святых первосвященник ввел трехлетнюю девочку?».

    Это случилось по воле Божьей, потому что Та, Которая посвятила Себя чистоте, стала превыше самих ангелов, удостоилась стать вместилищем воплощенного Бога Слова, достойна была и того, чтобы Ее ввели во святая святых храма. Так и Церковь поет в праздничных песнопениях: «Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи».

    Мы знаем, что это последний двунадесятый праздник на пути к Рождеству Господа Иисуса Христа. Есть послабление в посте: сегодня по уставу благословляется рыба, вино и елей. Пусть эта радость и небольшое послабление укрепляет нас в совершении Рождественского поста. Пусть Божия Матерь будет для нас примером устремленности к храму Божьему. К сожалению, в наше теплохладное время мы часто рассуждаем так: «У меня много дел, много работы, в храм мне ходить некогда, да и необязательно — я Бога и так люблю». Будем брать пример с Божьей Матери и чаще посещать храмы Господни, давать такую возможность и нашим детям, брать их с собой в храм с самого раннего возраста.

    Поздравляю вас с праздником. Храни вас Господь!

    Свернуть
  • Под покровительством святого Александра Невского

    Смотреть полностью
    Под покровительством святого Александра Невского

    Как известно, имя Александр переводится как «защитник людей». И святой благоверный князь Александр Невский полностью свое имя оправдал. Мы привыкли не задумываясь смотреть на современную карту России – территория огромная, кто может нам что-то плохое сделать? А в ХIII веке, на небольшой территории современной европейской части страны были только сравнительно небольшие княжества – Киевское, Новгородское, Владимиро-Суздальская Русь и другие. А на Востоке лежала огромная степь, где жили агрессивные, энергичные и могущественные народы. И в летописях и былинах, которые сегодня совершенно вышли из употребления, сохранились в поэтической, образной форме рассказы о том, какими страшными были вторжения этих народов, каким жутким был этот ураган, который обрушился на нашу страну.

    Александр Невский жил именно в это страшное и казалось бы, безотрадное время: с одной стороны – бескрайняя степь, могущественная орда, с другой – Запад, который хотел навязать нашему отечеству католицизм, воспользовавшись ослаблением Руси. Этот натиск и с Востока, и с Запада Александр Невский должен был принять и остановить. И с этой задачей он справился потрясающе, явив высочайший пример служения своему народу.

    Если с Золотой Ордой князь Александр пытался договариваться, чтобы преждевременно не вступать в вооруженный конфликт, то с Западом он вступил в самую непримиримую борьбу и одержал в ней победу. История показала нам ясный пример, что было бы с нами, если бы святой благоверный князь Александр пошел не по тому пути – современник Александра Невского князь Даниил Галицкий пошел на соглашение с католичеством в надежде, что его поддержат в борьбе с татарами, и Галицкая Русь исчезла, став частью католической Польши. Поэтому мы всегда должны быть благодарны святому благоверному великому князю за его мудрость и труд.

    Важно отметить, что в ту эпоху князем был тот, кто мог принять на себя наибольшую ответственность и наибольшую опасность. Александр Невский лично участвовал в битвах, в рукопашных схватках и выходил победителем в поединках с такими же доблестными витязями, как он сам. Он прославился и как полководец, и как дипломат, и как политик.

    У нас со временем сложилось несколько искаженное представление о том, кто такой аристократ. Раньше аристократами были те вожди, которые своей головой отвечали за победы или поражения народа. И так было на протяжении многих столетий. А со временем, особенно к XIX веку, когда жизнь стала более мирной, аристократами начали становиться по наследству. К обыкновенному человеку, который, предположим, служил на государственной службе, было особое отношение только потому, что у него великие предки. Но какое отношение сынок имеет к доблести отца, если он не в состоянии даже и близко приблизиться к тем славным деяниям, которые совершал его предок? Впоследствии, одной из причин потрясений, которые произошли с нашим государством, явилась эта утрата первоначального значения аристократии.

    Александр Невский в полном смысле слова аристократ – благородство, мужество, высочайший профессионализм. И главное, мы прославляем его не просто как политика, дипломата, воина, государственного деятеля, а как святого, для которого жизнь здесь была служением Христу, а главной целью – стяжание Царствия Небесного.

    Господь говорит о Себе: «Я кроток и смирен сердцем», и указывает, что Он «путь и истина и жизнь», значит, только кроткий унаследует обетованную землю – Царствие Небесное. Александр Невский был кротким и смиренным человеком, так как смирение –это мир с Богом, даже в самом пекле боя. Он бился без ненависти, без злого чувства, без желания отомстить – вот есть враг, его нужно отбить.

    Сегодня ситуация в мире не простая, многие говорят о том, что тучи сгущаются, грядет война. Но в действительности война идет уже давным-давно. Это война, прежде всего, в информационном пространстве. Война за души и за умы. Удивительно, сколь многое сегодня может изменить грамотная пропаганда. Как говорил Геббельс, многократно повторенная ложь воспринимается как правда.

    Наша история, особенно история последних веков показала, что с русскими связываться не стоит: Карл Шведский, Наполеон, Гитлер, все они были разбиты. Но вот что русских могут победить только русские, это факт, о котором мы забываем. Поэтому мы должны хранить единство подобно тому, как наши великие предки верою и любовию преодолевали тяжелейшие испытания. Если мы разделимся, если мы не сможем быть едины, мы не устоим. И развал произойдёт не под влиянием внешних сил, а из-за нашей внутренней расслабленности и разделенности. Вот это самое страшное. От этого святой благоверный князь Александр наш народ в свое время удержал. Будем молиться, чтобы он не оставил нас и сегодня.

     

    Свернуть
РАСПИСАНИЕ
Инфографика

Календарь

Евангельские чтения

Контакты:

г. Волгоград, 400000

ул. Ярославская, д. 5

тел. +7 (8442) 50-10-24

Bogoyavlenie34@yandex.ru